Меню

Манжетные ленты пехотного полка Grossdeutschland (Великая Германия).

     Как первое "именное" элитное подразделение нового Вермахта, Великая Германия первой получила и особые знаки различия на форму, включая манжетную ленту с названием  части, которую носили на правом рукаве кителя, мундира и шинели. В своей книге об униформе Вермахта Анголия и Шлихт уделили ленте всего лишь страничку и не со всем там можно безоговорочно согласиться. В дополнение к их книге попробую собрать аутентичные источники и представить сами ленты из надёжных отечественных источников в цвете и качестве.
     Первый образец был принят в июне 1939-го года. Это тёмно-зелёная тканая лента с названием готическим шрифтом Grossdeutschland  и бордюрами, вытканными  алюминиевой мишурой. Лента не делилась на офицерскую и для нижних чинов! Вариант просуществовал совсем недолго и в 1940-м был заменен на более дешёвый. В старых российских коллекциях я знал только одну ленту этого образца. Она находилась в коллекции Игоря Аравина. Её и привожу как пример.

Приказ № 261 от 20.6.1039г. о введении знаков различия для Пехотного полка Великая Германия. Тёмно-зелёная лента шириной 3.2 см. с вытканным алюминиеввой нитью названием Grossdeutschland для ношения на правом рукаве на 1 см. выше обшлага. Лента, в отличие от других матерчатых знаков различия полка (офицерские вышиты вручную алюминиевой канителью), не делится на офицерскую и для нижних чинов! Интересно, что металлические монограммы для погон офицеров (золотого цвета) и унтер-офицеров (серебристого, в тексте - белого цвета) указаны в "лёгком металле", на тот момент сиречь - в алюминии! Буквально на год позже были введены монограммы LAH на погоны армейского образца для Лейбштандарта SS "Адольф Гитлер". ВСЕ монограммы LAH, которые я встречал в федеральных источниках были или из "голого" алюминия (для нижних чинов), или позолоченные из плакированного с двух сторон медью алюминия (купаль) для офицеров! Алюминиевых монограмм GD в российских коллекциях я, честно говоря, не припоминаю. Да и вообще металлических тоже. Всё появилось позднее с Западных рынков...
Статья из первого июльского номера Uniformen-Markt (далее UM) с описанием и фото униформы и особых знаков различия пехотного пока Великая Германия.
На правых рукавах - манжетная тканая лента с названием полка  Grossdeutschland готическим шрифтом.
Всё, что можно вытянуть из сканов номера газетного качества. Крме манжетной ленты, форма Великой Германии отличалась монограммами GD на погонах, фигурными бранденбургскими обшлагами рукавов с тремя алюминиевыми галунами, длинными 13-ти сантиметровыми петлицами  из двух рядов широкого алюминиевого галуна на кителе и мундире и белыми кантами обшлагов рукавов шинели.
Фрагмент статьи из второго июльского номера UM с рисунком мундира и знаков различия пехотного полка Великая Германия в виде тёмно-зелёной манжетной ленты шириной 3,2 см. с вытканным алюминиевой нитью "немецким" шрифтом названием Grossdeutschland и вышитой монограммы GD на погонах.
Тканая манжетная лента Grossdeutschland образца 1939-го года. Из коллекции Аравина И.
Обратная сторона тканой алюминиевой мишурой ленты. Ранний, дорогой вариант с мишурой, выпущенной на обратной стороне по всей ширине ленты.
Единственная полковая манжетная лента Вермахта в таком исполнении.
Название Grossdeutschland выткано готическим шрифтом
Направление алюминиевой мишуры в бордюрах и буквах вертикальное, поперёк  ленты. Тканые подделки, по словам посетителей рынков на Западе, не так давно появились. Сам не встречал. Лента выпущена одновременно, по всей видимости, одним производителем по одной программе жаккарда и, по логике, никаких отличий иметь не должна. Поэтому очень легко сравнивается и подделку (я сомневаюсь, что можно подделать ткань, буквально пересчитав все нити и заново составив совершенную программу и тщательно подобрать или заказать материалы, не отличимые от аутентичных) легко идентифицировать. Так что, если расположение и число нитей отличается от этого фрагмента надёжного экземпляра - я бы не стал связываться с покупкой... Я бы не сказал, что тканая лента совсем уж большая редкость, но видя бесчисленные варианты более поздних её вышитых образцов - эту подделать гораздо сложнее, поэтому и на рынке она в относительном "меньшинстве".

     Второй образец ленты Grossdeutschland был введён уже в октябре 1940-го и полностью заменил прежний вариант. Причина замены тканой ленты суконной с ручной вышивкой неизвестна, но, возможно, "рукописный" вариант посчитали более традиционным для Армии, да и в производстве, особенно с подготовкой к масштабной войне и всё возрастающей численностью подразделения, такой вариант был значительно дешевле...

Приказ № 592 от 7.10.1940г. о введении новых образцов манжетных лент для пехотного полка Великая Германия и армейских представителей в конвойном батальоне Фюрера. Ширина осталась прежней - 3.2 см., но изменились цвет и материал ленты - стало чёрное сукно. Надпись Grossdeutschland "немецким письменным шрифтом", сиречь - Сюттерлином, должна теперь вышиваться вручную алюминиевой нитью. Лента для ношения на кителях, мундирах и шинелях. По снабжении войск лентой нового образца, старые удаляются. Отметим, что в приказе лента опять не делится на офицерскую и для нижних чинов!
В самом начале ноября 1040-го года в UM появляется заметка о введении нового образца ленты Grossdeutschland с описанием, повторяющим приказ № 592.
Но, дословно,  "как мы слышали", образец новой ленты ещё не представлен...
Образец новой ленты был представлен в UM только в середине февраля 1941-го года. С этого же момента, можно полагать, и началось её производство...
Стандартный вариант манжетной ленты Grossdeutschland образца 1940-го года, аккуратно споротой с униформы. Серебро на чёрном. Все остальные "варианты" в отличных от "уставной алюминиевой" нитях и с отличиями в шрифте, за которым следили очень строго не только "на местах" - скажем так, не легитимны, особенно вышитые в качестве, как говорится,  "для нижних чинов"...
Обратная сторона чёрной суконной ленты с подвёрнутыми краями.
Написание названия Grossdeutschland старым немецким рукописным шрифтом Сюттерлин. Даже если лента вышита вручную, размер надписи и написание исполнялось по утверждённому образцу, который официально рассылался производителям и при строгом контроле, я полагаю, отличия вряд ли допускались! Это к слову о вариантах написания...
Бордюры ленты из алюминиевого сутажа. Как и алюминиевая вышивка.
Обратная сторона ленты с отвёрнутыми краями. Ручная вышивка на сукне усилена белой грубой тканью.
Увеличенный фрагмент поношенной ленты с потёртостями на нитях вышивки и сутаже бордюров. Вышивка сквозная. Такой способ, верятно, был утверждён, опять же, для снижения себестоимости конечного изделия, ибо та же ручная вышивка алюминиевой канителью - более трудоёмкая и, следовательно, более дорогая.
Вышивка названия свитой из двух алюминиевой мишурой. Классика для этого типа ленты Grossdeutschland!

     Третий и последний вариант ленты Grossdeutschland был введён в 1943-м году. Когда точно - официального приказа в армейских сборниках не найдено. Но введение его логично в связи с всеобщим переходом на латинский шрифт. Это коснулось не только лент Великой Германии, ставшей к тому времени танково-гренадёрской дивизией. Точного описания используемых материалов нет, что и породило просто волну спекуляций и подделок этого типа! 
Картинка из ноябрьского выпуска UM 1943-го года с заметкой о новом шрифте для манжетной ленты дивизии Grossdeutschland. По всей видимости - фото официально утверждённого образца написания названия латиницей. И, я полагаю, образцы официально рассылались и за точностью написания следили не менее строго, чем раньше. Это к вопросу о написании. Дальше небольшое рассуждение о материалах.

    Все манжетные ленты, как наградные, памятные или ленты отдельных подразделений, выпущенные большими тиражами во второй половине войны, когда Германия уже была стеснена в средствах, отличаются более дешёвыми материалами и техника их исполнения минимально трудозатратна. Для примера возьмём три манжетные ленты - относительно раннюю (1941г.) наградную "Африка", позднюю (1944г.) полковую "Лист" и совсем позднюю (конец 1944г.) наградную "Метц 1944", для которых легко найти учредительные документы с внятными описаниями расцветок. Технологически эти разновременные ленты роднит между собою не только способ машинной вышивки, но и фигурирование в их описаниях такого понятия, как "серебряный" или "алюминиевый", то есть металлического оттенка, цвет. Попробуем разобраться, что он обозначает и каким он, можно предположить, должен быть. Начнём с "Африки".

Официальный приказ об учреждении боевой наградной ленты "Африка".  В описании бордюров и вышивки названия и пальм фигурирует "серебряный" цвет. 
Так этот цвет выглядит на ленте "Африка" в абсолютной сохранности из надёжного старого российского источника многих артефактов Рейха. Иногда в разных источниках этот цвет называют серебристо-серый, стальной и т.п. Да, согласен - это очень похоже на цвет "голого" металла, серебра, алюминия или стали. Подобные вискозные нитки используются и для вышивки знаков различия для нижних чинов, в официальных описании которых присутствует понятие "серебряный цвет". Серебристый сутаж того же цвета и качества. При направленном освещении разнонаправленные нити вышивки блестят по разному.
Сильно поношенная лента "Африка" споротая с униформы. Происходит также из старого российского источника. Ткань ленты сильно вытерта. Лента выцвела и загрязнена. Но даже после долгого бытования оригинальный цвет "серебряных" вискозных ниток можно видеть в углублениях и толще вышивки и сутажа бордюров. Навряд ли кто из производителей отважился бы на самодеятельность в выборе цвета для изделия официального заказа! Я полагаю с достаточной степеню уверенности, основанной на моём многолетнем опыте, что именно этот цвет и есть "серебряный" для машинной вышивки знаков различия.
Описание полковой ленты "Пехотный полк Лист" в выпуске UM 1944-го года. Лента описана как вышитая на сине-зелёной тёмной ткани и обрамлённая сутажными бордюрами из вискозных ниток "алюминиевого" цвета. Просто благодатная почва для спекуляций и подделок! На рынке ленты периодически проходят, но вот попробуйте отыскать вариант из материалов как на "Африке", о не непонятного каких цветов.
Приказ об учреждении наградной боевой ленты "Метц 1944", опубликованный в начале 1945-го года. Описана как чёрная лента с серебряной вышивкой и бордюрами. Опять же, сплошные поводы для спекуляций, включая и ленты ручной вышивки металлизированными нитями. Лента была очень редкой. До сравнительно недавнего времени. Теперь при желании ею можно обзавестись без проблем. И даже "общепризнанный" дизайн (как на редчайшем аутентичном фото) устаканился. Но вот материалы вышивки и сутажа таких лент я бы лично никогда не назвал бы "серебряными", как на "Африке". Конечно, это моё субъективное мнение, но неношеная лента с белёсой вышивкой и сутажем вызывает у меня бо-о-ольшое недоверие...
Стандартная, "классическая" по нынешним временам манжетная лента Grossdeutschland из старого надёжного российского источника в абсолютной сохранности. 
Обратная сторона чёрной суконной ленты с подвёрнутыми краями. Светлая строчка с одной стороны - вероятно, разделительная линия между лентами, вышитыми на общем куске сукна.
Машинная серебристо-серая вышивка названия Grossdeutschland прописной латиницей. Я бы никогда не позарился на ленту с отличиями в пропорциях и написании названия!
Качество и цвет серебристой вискозной нитки вышивки и сутажа.
В направленном цвете сканера разнонаправленные нитки вышивки блестят по разному и яркий цвет немного осветляет их цвет. Но всё-же можно смело говорить об их "металлическом" цвете!
Обратная сторона ленты с отвёрнутыми краями.
Увеличенный фрагмент вышивки и сутажа. Обратите внимание на направления нитки в элементах букв разной ширины. С обратной стороны использована более дешёвая светлая хлопковая нитка.
Блестящая вискозная серебристая нитка вышивки. При сильном увеличении и в ярком свете остаётся ощущение их полупрозрачности, не как у ниток из хлопка (белая нитка на обратной стороне) или шерсти. Это характерно для оригинальных, вышитых вискозой знаков различия, включая SS.

     Ну, вот, наверно и всё. Таковы мои наблюдения и субъективные выводы. Изучайте материал, опасайтесь качественных подделок и фантазий. И как всегда - удачи в собирательстве!

© Ульянов В. 2017