Меню

Экслибрис библиотеки Рейхсканцелярии.

     Вернисаж конца 90-х. Лето. Воскресенье. Часов пять вечера, когда покупателей практически уже нет и продавцы начинают собирать скарб с прилавков. Кто-то уже катит чемоданы на колесиках по направлению к выходу, кто-то разливает понемногу, не спеша домой. Наша компашка в то время уходила с Верника в числе последних и именно к нам подошли два тощих типа, прикинутых и говорящих как "употребляющие" кое-чего посильнее спиртосодержащих жидкостей. Может привлекли пока остающиеся на прилавке пара касок и суконка с немецкими знаками, а может мы просто были их последней надеждой на бегу разжиться на дозу.
- Книги с фашистскими печатями нужны?
- Показывайте...
     Из сумки вынимаются несколько увесистых кирпичей в картонных обложках с разводами и золотым тиснением на коленкоровых корешках. На форзацах - рельефные экслибрисы с сорванными плакировками. Шикарные орлы и готические надписи о принадлежности библиотеке Рейхсканцелярии. Красные чёткие печати. Смехом уже весёленький В___щагин предлагает им по сколько-то рублей за книгу, теперь уже не помню по сколько, но выходило что-то около десяти долларов - это запомнил, и парни так-же смехом согласились.  У кого-то хватает сил начать торговаться. Если чего-то отдают влёгкую, нужно обязательно ещё сбить цену - это вернисажный чуть-ли не закон. Но я сразу забрал пару книг и меня, наверно как хорошего покупателя, спросили, не нужен ли ещё сундук с таким-же большим орлом на крышке. Только нужно было съездить за ним на такси. Так соблазнительно, так зачесалось, но я просто стреманулся ехать куда-то с парой наркош! Не знаю, жалеть-ли об этом, или меня уберегло от чего-то, но так вышло, что сундука я не заимел, а первое знакомство с экслибрисами RK состоялось. Да, парни сказали, что книги и сундук были найдены на какой-то свалке в Москве...

Две переплетённые подшивки с сорванной плакировкой экслибрисов, доставшиеся мне на Вернисаже.

     Много лет после этого о книгах из Имперской Канцелярии ничего не было слышно, хотя трофейные фолианты нет-нет да и мелькали на приносе. С экслибрисами и штампами разных немецких обществ и библиотек, даже личной королевской, но не RK. Буквально пару раз за много лет с рук купил несколько книг и одну плакировку экслибриса из золотой фольги. А может они до нас просто больше не доходили. Часто случалось так, что тот, кому повезло пообщаться с "несуном" первым, договаривался скупать всё, и канал для остальных был перекрыт, а впоследствии и вовсе становился неизвестным, как и история происхождения вещей из этих источников... 

Сорванная золотистая плакировка экслибриса и печати Библиотеки Рейхсканцелярии.

Подложка рельефного экслибриса и тонкая фольга его плакировки.

     Но были в Москве и коллекционеры-тихушники, о которых узнавали только при распродаже накопленного, часто уже после смерти оного. "Кормильцы" таких коллекционеров о них накогда не распространялись, берегли контакты как зеница око, они же зачастую и становились их "душеприказчиками".  Или родня избавлялась от последствий хобби через надёжного знакомого и предметы расползались по рукам разных торговцев милитарией и антиквариатом. Так и произошло лет десять назад с самым массовым наплывом книг и переплетённых подшивок прессы из библиотеки Рейхсканцелярии.
     Тихо скончался тайный московский коллекционер бумажного Рейха Игорь Б. и вещи его неспешным ручейком потекли на продажу, меняя по несколько рук на пути к последнему пристанищу в чьей-нибудь коллекции. Где и как он разжился печатной продукцией из знаменитого книгохранилища, боюсь, теперь уже не узнать. Несколько десятков книг и подшивок с отлично сохранившимися экслибрисами Рейхсканцелярии, и не только её, разошлись по торговцам и коллекциям. Некоторые книги  тоже были с оторванной золотой плакировкой экслибрисов, многие были испорчены печатями нового владельца, варварски поставленными прямо поверх немецких или намертво приклеенными экслибрисами с его "дворянским" гербом... У каждого свои тараканы в голове, тем более - в голове коллекционера. Почему-то ярко  запомнились годовые подшивки журналов Немецкой полиции и массивный подарочный том о строительстве Новой Рейхсканцелярии в особой обложке. Настенная карта Областей (Гау) Германии... Себе оставил только маленькую книгу с экслибрисом в исключительном состоянии (теперь уже в другой коллекции). Небольшие книги стоили намного дороже, чем увесистые "толмуды"... 

Книга небольшого формата из Библиотеки Рейхсканцелярии в отличном состоянии.

Экслибрис Рейхсканцелярии в исключительном состоянии.

Качество и рельеф деталей экслибриса.

     Бытовала легенда, почему срывали плакировку с экслибрисов. Дескать они из золотой фольги. Проверить, так-ли это, руки не дошли. Может новые владельцы заинтересуются  и сделают анализы, благо оборудование теперь доступно и сама процедура копеечная...В сети нашёл интересную статью Дмитрия Баринова в газета "Новый взгляд" № 14 (14 апреля 1993) http://www.newlookmedia.ru/?p=11528 , которую и привожу в полном её виде.

"Бесхозный трофей.
     Михаил Афанасьев, директор Исторической библиотеки, долго колдовал над замком, пока наконец тот не сдался. Протяжно скрипнув, дверь нехотя отворилась. Мы – в храме святого Владимира, на десятилетия превращенном в секретный спецхран. В полумраке на грубых деревянных стеллажах – тысячи книг, вывезенных в сорок пятом нашими воинами из Германии.
– В ваших руках, – говорит Михаил Дмитриевич, – книга из коллекции прусских королей.
     Рядом с “королевскими” томами – книги из Рейхсканцелярии, с гербами и свастикой. Многие экслибрисы хорошо сохранились. Директор “Исторички” рассказал о секретном указании, поступившем “сверху” в начале семидесятых. Согласно ему, “все штампы и прочие отметки” на трофейных книгах должны были быть уничтожены. Однако германские чернила вытравить практически невозможно… Убедившись в этом на опыте, сотрудники библиотеки не погнушались взять в руки ножи и лезвия – вырезались и уничтожались целые листы с авторскими пометками владельцев. Варварское отношение к “вредным трофеям” прекратилось только недавно.
     Несколько лет назад случился в храме пожар. Все произошло мгновенно. Огонь уничтожил несколько тысяч редчайших книг. Приехавшие пожарные хладнокровно забрызгали пеной уцелевшие тома. Им ведь все равно, пожарным… Великолепные германские издания в солидных кожаных переплетах превратились тогда в жалкое месиво. Книги отмывали, сушили, как с ребенком заболевшим возились, и только после всех процедур возвратили в спецхран.
– После пожара в трофейном фонде осталось лишь 30 тысяч единиц хранения, – вздыхает Михаил Афанасьев. – Да и те, похоже, скоро превратятся в бомжей. Власти возвращают храм православной общине. Фонду же дали ордер на здание, занимаемое сапожной мастерской КГБ. Но это не ордер, а отписка. Гэбэшные сапожники и не думают выезжать. Православная община требует освободить храм в течение месяца. Ну разве так можно? С книгами, с нашим духовным наследием! Разве по-христиански это?
     А книги тем временем погибают. Даже сейчас, в храме. Просто потому, что условия хранения литературы в церкви очень плохие: зимой там жарко и сухо, а летом – холодно и влажно. Из-за отсутствия нормального помещения до сих пор не проведен точный анализ трофейного фонда. Поэтому не исключено, что уникальные книги хранятся в более неблагоприятных условиях, чем обычные. Несколько тысяч томов требуют немедленной реставрации.
     А в храме святого Владимира между тем уже ждут службы. И настоятель как бы вскользь поторапливает библиотекарей: убирайте, мол, свои книжки…"

     Вот такая история о происхождении и судьбе редких артефактов из Рейхсканцелярии. Сколько их ещё хранится и бродит по рукам...

© Ульянов В. 2019